Х
Меню сайта
Категории раздела
Средняя зарплата
Средняя заработная плата педагогов: за 9 месяцев 2020 года- 23 640 рублей Средняя заработная плата руководителя за 9 месяцев 2020 год - 34 449,00 рублей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » 2020 » Декабрь » 10 » "Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии"
08:06
"Формирование осознанного поведения старших дошкольников посредством организации рефлексии"

    Формирование осознанного поведения, создание условий, необходимых для всестороннего развития детей являются основными задачами дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.

    Способность управления собственными действиями и их контроль означает произвольность, которую выделяют как главное среди всех достижений в области психического развития ребенка в дошкольном возрасте. Основная отличительная черта произвольного и волевого действия представлена его осознанностью. Объяснить импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников можно с помощью категории «неосознанность», когда ребенок не замечает, не знает и не осознает, что делает. Для того чтобы выявить способность ребенка к осознанию его действий можно проводить с ним специальные беседы. Они должны, с одной стороны, быть тесно связаны с конкретными действиями ребенка, а с другой, должны позволять ему посмотреть на них со стороны, отнеся к себе и своим действиям.

   При определении уровня осознанности, нужно внимательно рассматривать ответы ребенка на поставленные вопросы. Если преобладают содержательные ответы и развернутые сообщения о себе, то самосознание находится на высоком уровне. Отсутствие ответа (молчание), ситуативные или стереотипные ответы, свидетельствуют о неразвитом самосознании.

   Эффективное средство осознания поведения и овладения им в дошкольном возрасте представлено игрой с правилом. Именно здесь ребенок начинает соотносить свое поведение с образцом, заданным в правиле. 

   Центральное значение в становлении осознанности поведения ребенка должно принадлежать речи и речевому общению со взрослыми.

  Одним из средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности является рефлексия.

  Рефлексия – это умение осмысливать и анализировать свое собственное внутреннее состояние.

   Развитие рефлексивных умений ведет к подготовке к сознательной внутренней рефлексии, к развитию очень важных качеств современной личности, таких как самоконтроль, самооценка, самоосмысление. Поэтому важно формировать рефлексивные умения с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит.

  К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внутренняя позиция школьника, которая представляет собой систему потребностей, связанных с новой общественно значимой деятельностью ребенка - учением.

 Таким образом, правильно сформированное самосознание у старшего дошкольника, является предпосылкой к успешной учебной деятельности.

 При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1)  физическую (успел – не успел);

2)  сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3)  интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал).

 Физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая.

    Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

·  рефлексия эмоционального состояния и настроения

·   рефлексия деятельности

·  рефлексия содержания  совместного образовательного опыта. 

  Рефлексия в совместной деятельности может осуществляться на любом ее этапе: в начале, на этапе проведения, в конце. Целесообразно применять различные формы и виды рефлексии.

  В дошкольном возрасте проводится индивидуальная, групповая и коллективная форма рефлексии. Каждой форме соответствуют определенные методы и приемы организации.

 Рефлексия эмоционального состояния и настроения проводится в конце организованной образовательной деятельности. Учитывая возрастные особенности детей, для проведения рефлексии эмоционального настроения используются различного рода наглядности (карточки со смайликами, цветовые карточки и т.д.).

 Рефлексия деятельности организуется в конце организованной образовательной деятельности. Дети совместно с педагогом или между собой обсуждают и анализируют проведенное занятие, что им понравилось больше всего, а что было не понятно. Педагог фиксирует ответы детей, для того чтобы в дальнейшем планировать совместную деятельность с учетом отрицательных моментов.

  Рефлексия содержания совместного образовательного опыта.  Данный рефлексивный прием применяется педагогом в конце организованной образовательной деятельности, с целью подведения итогов, обсуждения того, кто и что узнал нового, как работал каждый ребенок, какой вклад был внесен и т.д

 Таким образом, рефлексия в дошкольном учреждении имеет тройную направленность: на действие, на содержание и на эмоциональное состояние.

  Рефлексию как одну из форм работы по формированию осознанного поведения дошкольников реализую в своей работе.

    В рефлексии деятельности используется прием рефлексивного круга, который проводится  по любым возникающим вопросам. На рефлексивном круге ребята садятся в круг и рассказывают о своих впечатлениях, интересах, успехах и трудностях, что позволяет выражать собственные чувства и мысли.

   Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, но и на любом его этапе, поэтому рефлексивная деятельность  может организовываться в индивидуальной и групповой форме.

  Таким образом, систематическая и грамотная организация рефлексивной деятельности с детьми дошкольного возраста готовит к сознательной внутренней рефлексии как к очень важному качеству современной личности, что в конечном итоге способствует формированию личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

    Подготовил: воспитатель МБДОУ "Детский сад № 3 "Колобок" г.Медногорска" высшей квалификационной категории  Кульпина Елена Юрьевна.

Категория: Наши новости | Просмотров: 123 | Добавил: КОЛОБОК333 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: