Х
Меню сайта
Категории раздела
Средняя зарплата
Средняя заработная плата педагогов: январь - 15 958 рублей Средняя заработная плата руководителя за 2017 год - 23 780,25 рублей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 23
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

МОЙ ОПЫТ

Из опыта работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования как средства формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста»

 

"Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, те умнее ребенок»

В.А. Сухомлинский

 

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Актуальность моего опыта работы заключается в том, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Перспективность моего опыта отражается в результатах моей работы по диагностике детей, которая ведется 2 раза в год и конечного развития каждого ребенка. Диагностика художественно-эстетических способностей позволяет судить о качестве своеобразия развития каждого ребенка.

Новизна моего опыта в том, что я стараюсь всегда вести всю свою педагогическую деятельность с использованием нового материала, не стоять на месте, а двигаться вперед. При выполнении различных работ обязательно мною включается региональный компонент, где дети знакомятся с промыслами Оренбуржья, его художниками, поэтами, выдающимися людьми, с природой своего края, городами, реками.

Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при ее организации учитываю, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.

Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и. т. д). Вышли погулять, присмотрелись с детками, а сколько тут интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Все эти находки используются в моей практической работе с воспитанниками. Всевозможным подобным материалом обогащен уголок продуктивной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

При проведении занятий с использованием нетрадиционных техник решаются такие задачи как:

снятие детских страхов;

развитие уверенности в своих силах;

развитие пространственного мышления;

обучение способности свободно выражать свой замысел;

побуждение детей к творческим поискам и решениям;

формирование желания работать с разнообразным материалом;

развитие чувства композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувства фактурности и объёмности;

развитие мелкой моторики рук;

развитие творческих способностей, воображения и фантазии;

формирование чувства удовлетворения от результатов продуктивной деятельности.

Во время работы я столкнулась с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют и у них ничего не получится. Особенно это заметно в средней группе, где навыки изобразительной деятельности у детей еще слабо развиты, формообразующие движения сформированы не достаточно. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности.

Анализируя рисунки дошкольников, я пришла к выводу, что необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Для того, чтобы моя работа имела какую-то последовательность и систему мною был составлен перспективный план работы по каждой возрастной группе, разработаны конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста.

Успех обучения нетрадиционным техникам моих воспитанников во многом зависит от того, какие методы и приемы я использую.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казакова «Изобразительная деятельность в детском саду», И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Доронова «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей», я нашла много интересных идей, которые активно внедряю в свою работу.

Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находят разные оттенки, приобретают опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и самостоятельно находят средства для его воплощения. Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога – воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.